ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ
Квест – это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.
Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, с активной познавательной позицией.
В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете. Содержание задания, и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями ребёнка.
Таким образом, квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.Игра с песком-одна из самых интересных и привлекательных игр для детей любого возраста.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей-кучка песка! Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья.
Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Работа с песком требует
Здоровьесберегающие технологии – это системно организованная деятельность, направленная на защиту здоровья детей и педагогов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников. В зависимости от форм и методов работы здоровьесберегающие технологии в учреждении могут быть:
1. Медико-гигиенические технологии (напр. медицинский кабинет, физиотерапевтический кабинет).
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (закаливание, развитие быстроты, ловкости, выносливости).
3. Экологические технологии (основная цель которых – создание оптимальных условий жизни и деятельности детей и педагогов).
4. Здоровьесберегающие образовательные технологии (их реализация возможна лишь при осознании всеми педагогами ответственности за сохранение здоровья детей и при высоком уровне компетентности в данной области).
По характеру действия здоровьесберегающие технологии разделяются на:
1. Защитно-профилактические технологии (к этой группе относятся приемы, методы, направленные на защиту человека от неблагоприятных воздействий, напр., соблюдение требований СанПиНов).
2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии (напр., физкультминутки, которые позволяют нейтрализовать перегрузки; йодирование, витаминизация).
3. Стимулирующие технологии (они позволяют активизировать собственные силы организма, напр., закаливание, самомассаж от простуды).
4. Информационно-обучающие технологии (уроки здоровья обеспечивают детям необходимый уровень грамотности для заботы о своем здоровье и здоровье окружающих).
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием
- общей и мелкой моторики,
- памяти, внимания, а зачастую и мышления.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя:
- мышечную релаксацию
- дыхательную гимнастику
- артикуляционную гимнастику
- пальчиковую гимнастику
- упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)
- физкультминутки
- упражнения для профилактики зрения
- логоритмику.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе даёт положительные результаты:
— снижение уровня заболеваемости;
— повышение работоспособности, выносливости;
— развитие психических процессов;
— улучшение зрения;
— формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
— развитие общей и мелкой моторики,
— повышение речевой активности;
— увеличение уровня социальной адаптации.